Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад. Оклад — это накладное украшение, закрепленное поверх живописи иконы, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов. Он закрывает живописное изображение, оставляя открытыми лица, руки, ноги. Оклады изготовляли главным образом из металлов — латуни, серебра, золота и даже из белой жести.
Для чего иконе оклад?
Украшение икон золотом и драгоценными камнями считалось особым подношением, благодарностью за что-то и даже свидетельством исполнения особых обетов. Интересный случай: от явления иконы Богородицы в году священнику в селении Ахтырка до появления ее образов прошло немного времени. В году московские мастера создали драгоценный убор для святого образа. Укрытый золотым окладом, он как будто утопает в мягком свете.
Оклады для икон
Представляет интерес тот факт, что на протяжении XVIII—XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения отечественного изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика испытала культурный шок от красоты этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас. Во многом красота икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.
Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад. Оклад — это накладное украшение, закрепленное поверх живописи иконы, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов. Он закрывает живописное изображение, оставляя открытыми лица, руки, ноги.