Читая жития святых, нередко поражаешься тем подвигам, которые вершили в давние времена подвижники веры и благочестия, как подвизающиеся в монастырях, так и отшельники, столпники и прочие угодники Христовы. Одни из них вкушали пищу единожды в неделю, другие носили тяжелейшие вериги, третьи денно и нощно вершили молитву почти без сна… Не счесть всех подвигов, которые совершались во имя Господа Иисуса Христа и спасения. В наше время монашеская жизнь несколько изменилась, особенно с внешней стороны. Многие монастыри достаточно обустроены и в бытовом, и в техническом отношении.
Читальный зал
Этот святой подвизался в Зосимовой пустыни, на Поместном Соборе года он вытянул жребий с именем будущего Патриарха Тихона. Профессор А. Ужанков рассказал о становлении великого писателя как православного человека.
К именам многих св. Церковь присоединяет название «великий». Хотя в гражданской истории об этих «великих» людях и не упоминается, однако название это дано им Церковью по праву. Главное величие человека заключается в силе его духа, и такое величие и проявляли в себе подвижники.
Вместе с тем и древнейшее русское монашество не носило характера анахоретства или отшельничества. Правда, подвижники отшельнического образа бывали, но их слишком мало, не им принадлежит дело организации русского монашества, организации, которая носила киновиотский или общежительный характер по уставу Студийского монастыря в Константинополе. Такое монашество - городское и общежительное не могло не считаться с русским миром и, как сейчас увидим, деятельно служило и общественным, и частным нуждам мирских людей. Отцы русского монашества преподобные Антоний и Феодосии Печерские были подвижниками разных типов: первый, афонский постриженник, был созерцатель отшельник, второй, постриженник уже Антония, соединял с созерцанием и великими подвигами выдающийся практический и организаторский талант. Как только в пещере образовалось небольшое братство в 15 человек, преподобный Антоний, привыкший к уединению, не терпевший волнений и суеты, ушел в затвор в одну из пещерных келий. Он отказался от руководства братией, поставил вместо себя игуменом другое лицо и до смерти г.